Основные понятия, термины и определения


Государственные закупки


Государство является крупнейшим заказчиком на выполнение работ, оказание услуг и покупателем товаров. Все что мы видим вокруг – дороги общего пользования, школы и детские сады, больницы и поликлиники, культурно-досуговые центры и т.д., строятся за государственные (бюджетные деньги).


Так же за бюджетные деньги государство закупает медицинское оборудование, мебель в школы и больницы, медицинские препараты и т.д. Все нужды и потребности для удовлетворения, которых государство закупает товары, работы и услуги в терминологии законодательства, регламентирующего порядок осуществления таких закупок, называются государственными нуждами.


Закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляются государственными и (или) муниципальными заказчиками в порядке, установленном, нормативными актами принятыми с целью обеспечения конкуренции компаний при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд:


  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013; 



Коммерческие тендеры

Конкурентные закупки товаров, работ, услуг осуществляющиеся для удовлетворения потребностей указанной выше категории юридических лиц с соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011, а также для удовлетворения потребностей всех других юридических лиц, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с соблюдением требований, установленных так же в других федеральных законах Российской Федерации.


Законодательство, устанавливающее порядок осуществления закупок для государственных нужд, весьма обширно и обладает достаточно выраженной спецификой, требующей наличия особых знаний и опыта применения его норм на практике. Накал конкурентной борьбы между участниками в ходе тендерных процедур по отдельным закупкам достигает такой степени, что порой даже по честно выигранному тендеру приходится еще ждать, когда все недовольные проигрышем компании закончат свои действия по обжалованию его результатов в ФАС и (или) в суде.


Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие виды конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупок для государственных и (или) муниципальных нужд:


  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
  • запрос котировок, запрос предложений.



Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.


Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта


Отличие конкурса от аукциона состоит в том, что при проведении конкурса помимо цены контракта, заказчиком в качестве критериев признания участника победителем в закупке, могут быть так же установлены и другие требования такие как наличие опыта исполнения аналогичных государственных контрактов, наличие в штате компании необходимых специалистов соответствующей квалификации и т.п.